г. Челябинск, ул Воровского 43, офис 301
info@dmitry-petrov.ru
+7 951 7997376

Причины агрессивного поведения у детей

Причины агрессивного поведения у детей

В то время как влияние социальной среды и средств массовой информации на поведение личности и формирование психики детей активно обсуждается, проблемная семья однозначно остается ведущим фактором формирования агрессивного поведения. Давно известно, что агрессия проявляется не только по отношению к врагам, незнакомым людям или конкурентам. Психологическое и физическое насилие отнюдь не редкое явление в современных семьях. Притом насилие может проявляться разнообразными способами. Это могут быть прямое физическое или сексуальное насилие, скандалы, эмоциональная холодность или неприятие ребенка, негативные оценки, оскорбления и прочее подавление личности. Члены семьи могут демонстрировать собственное агрессивное поведение или подкреплять нежелательные действия ребенка, одобряя его агрессивное поведение, например: участие и победы в драках.

На формирование агрессивного поведения ребенка могут влиять такие семейные факторы как: агрессивность кого-либо из членов семьи; низкий уровень ее сплоченности; конфликтность; отсутствие или недостаточная близость в отношениях родителей и ребенка; непродуктивный стиль семейного воспитания. Родители, применяющие слишком суровые наказания; использующие чрезмерный контроль (гиперопеку) за ребенком или, напротив не интересующиеся ребенком и его занятиями – чаще сталкиваются с проблемой непослушания и агрессией у своих детей. Крайне негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери в форме физического насилия или психологического унижения.

Таким образом, агрессивное поведение ребенка, прежде всего, вызывается недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Отсутствие или недостаток нормальной привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности как защиты, поскольку он развивается через подражание значимым взрослым, (в том числе и их эмоциональным проявлениям). Усвоенные в детстве установки и поведение позднее переносится на другое окружение (одноклассников, учителей, партнеров и супругов). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается или становится невозможным в силу каких-то причин, то агрессия смещается на другой более доступный и безопасный объект.

Как правило, переживая фрустрацию на первых порах, ребенок испытывает боль, которая при длительном отсутствии понимания и смягчения переходит в чувство устойчивого разочарования и злости. С помощью агрессии ребенок привлекает к себе внимание родителей, что само по себе уже важно для него. Используя агрессию, ребенок нередко добивается желаемого, управляя, таким образом, окружающими. Если в жизни ребенка ничего не меняется, агрессия и нарушение норм начинают использоваться им как способ достижения своих целей и получения желаемого. Таким образом, агрессивное поведение закрепляется как основной способ взаимодействия с другими.

При неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения, вплоть до общественно опасных форм.

Но, агрессия не всегда приводит к отрицательным последствиям для личности. При удачном стечении обстоятельств она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности – спорте, учебе, бизнесе, лидерстве и прочих достижениях, требующих высокой внутренней активности.

В случае противоправной агрессии у подростков, отличающихся устойчивым антиобщественным поведением, имеет место существенное отличие в поведении от более успешных в социальном плане сверстников. Такие подростки чаще и более непосредственно выражают свою агрессию, особенно по отношению к своим близким. Одним из решающих факторов формирования у мальчиков антиобщественного поведения является неспособность устанавливить позитивные отношения с отцом.

Агрессивные подростки, нарушающие закон, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, которые могут привезти к эмоциональной зависимости. Они не доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, не испытывают чувство вины за агрессивное поведение. Такие подростки действуют во вред себе, поскольку в результате своих действий все больше лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль правоохранительных органов. Тем не менее, в условиях жестко -регламентированного контроля или заключения они не редко чувствуют себя комфортно, порой даже более, чем на свободе.

Агрессивное антисоциальное поведение трудно изживается даже путем повторных и серьезных наказаний. Неспособность таких людей учиться на собственном опыте, возможно, связана с тем, что заслуженное наказание практически никогда не осуществляется немедленно за проступком или не наступает вовсе. У подростка формируется уверенность в том, что агрессия или преступление останутся безнаказанными и этот факт играет существенную роль в поддержании антисоциального поведения.

Агрессия наряду с любовью присутствует в самых разнообразных формах человеческого существования. Все основные виды отклоняющегося поведения личности, будь то различной тяжести правонарушения, зависимое или суицидальное поведение, можно рассматривать как поведение разрушительное по сути, различающееся лишь по форме и направленности агрессивных действий – вовне на других или на себя (аутоагрессия).