Развод из явления чрезвычайного приобрел черты относительно «нормальной» тенденции развития общества. Либеральное отношение социума к данному явлению, не уменьшает трудностей, а порой непоправимых психологических последствий, которые наблюдаются у детей в результате развода их родителей. Я имею ввиду семьи с несовершеннолетними детьми.
Причиной разводов становятся неразрешенные внутриличностные конфликты одного из супругов, или обоих из них. Такие конфликты мешают выстраивать прочные, долгосрочные супружеские отношения и нести обоюдную ответственность за семью и детей. В супружеской жизни это проявляется в виде отсутствия общих интересов, взаимопонимания, неудовлетворенности друг другом или супружеской жизнью в целом, ощущением изолированности или одиночества, постоянным поиском идеала на стороне, усилением различного рода зависимостей (алкогольной, пристрастие к азартным играм), беспочвенным раздражением или проявлением агрессии по отношению к детям или партнеру и многими другими неприятными моментами.
Трудности ребенка неразрывно связаны с трудностями родителей, но интенсивность переживаний у ребенка зачастую значительно выше, чем у родителей, даже если внешне этого не видно.
Для ребенка родители – это жизненно важные фигуры, притом оба в одинаковой степени. Поэтому в ситуации сложных взаимоотношений родителей ребенок внутренне разрывается между ними, т.к. для него одинаково страшно потерять любовь каждого из них. Родители, погружённые в собственные страдания, не в состоянии понять то, что происходит в душе ребенка. Ребёнок остаётся наедине со своими страхами, переживаниями и фантазиями, лишённый возможности разделить это с кем бы то ни было. Спустя какое – то время, иногда годы оказывается, что причина плохого поведения, низкой успеваемости, повышенной агрессивности, отсутствия интересов и прочих неприятных симптомов кроется в том, что чувства и эмоции ребенка в важный для него момент жизни, не учитывались и не проговаривались.
Такая ситуация характерна не только для разведенных семей, но и для тех семей, где один или оба родителя исключают себя из семейной жизни. Отсутствие заинтересованности родителя в ребёнке причиняет ребёнку значительно больше боли, чем внезапный развод, за которым, как правило, следуют регулярные послеразводные отношения. В случае отсутствия родительской заинтересованности в детях, дети развивают в себе такие невротические симптомы как, энурез, истерические приступы, страхи, фобии или болезненное реагирование на каждое слово, боязливость, робость, покорность, склонность к депрессиям, отсутствие интересов и фантазий. У ребенка пропадает интерес к учёбе и вообще к внесемейным отношениям. Поскольку вся его внутренняя энергия затоплена страхами, исходящими из семьи, а они воспринимаются как опасность самому существованию. Если родители понимают это как признаки душевного неблагополучия ребенка, то чрезвычайно редко связывают с супружескими конфликтами. Большинство мам и пап объясняют поведение ребенка «глупыми капризами» или «дурными привычками». Бывает, когда явные невротические изменения личности ребёнка даже приветствуются, потому, что удобны для родителей. Например, мать считает свою депрессивную дочь «серьезным и вдумчивым» ребенком, который не интересуется всякими там «глупыми удовольствиями своих сверстников». Или отец, обделенного фантазиями мальчика, гордиться тем, что его шестилетний сын, вместо того, чтобы играть со сверстниками в футбол, погружается в чтение энциклопедии и занимается систематизацией почтовых марок. Есть отцы, которые радуются агрессивности своих сыновей, считая ее проявлением мужественности.
Изменения в поведении детей чаще всего начинают беспокоить родителей, когда у детей возникают трудности в детском саду или в школе или появляются такие явные симптомы как недержание мочи. Даже в этих случаях родители не всегда задумываются о том, как можно помочь ребенку. Душевные страдания вменяются в вину то самому ребенку, то родителями друг другу и используются в ссорах в качестве оружия.
Развод не бывает внезапным. Он имеет свою предисторию. Супружеский кризис очень редко остается скрытым от детей. Ссоры родителей, их ревнивая борьба за ребенка или манипуляции с помощью ребенка формируют душевные конфликты у детей. Лишают способности стойко перенести травму развода. Развод усиливает страхи и душевную неуравновешенность. Большинство детей к моменту развода уже прошло часть пути невротического развития, независимо от того, заметны ли эти нарушения окружающим или нет. Поэтому на данном этапе важно создать условия, которые помогут ребёнку справиться с переживаниями и фантазиями. Говорить, говорить и говориь с ним о том, что мама с папой по прежнему любят его и будут любить всегда, чтобы не происходило в их жизни.
Важно, чтобы ребенок мог говорить о своих чувствах и переживаниях, не только с родителями, но и с другими членами семьи. Давать ребёнку выражать свои чувства. Маленькие дети выражают эмоции с помощью игры, изображая ситуации похожие на их собственные. В игре или в беседах ребенок имеет право «выходить из себя» и очень важно не запрещать ему это делать. Проигрывая тяжелые ситуации, он обнаружит, что из-за его гнева никто не пострадал, он и родители остаются невредимы и ничего страшного не произошло. В это время ребенку особенно нужна близость родителей или кого-то из них.
Если до развода развитие ребенка было подвержено нарушениям, то реакцией на развод будет усиление старой симптоматики: агрессивные дети становятся еще более агрессивными; робкие – еще более пугливыми; энурез – проявляется сильнее. Бывает, что родители таких детей убеждены, что развод не произвел на их сына или дочь никакого впечатления. Не все догадываются о том, что отсутствие признаков переживаний еще не значит отсутствие самих переживаний. Дети реагируют на развод усилением привычных «механизмов защиты» от страха.
Не существует «оптимального» возраста детей для развода. Возраст сам по себе не позволяет делать каких-либо прогнозов, хотя и имеет значение. Здесь важны: способность родителей правильно откликаться на реакции ребенка; длительность и интенсивность супружеских конфликтов, а также способность родителей общаться после развода и признавать друг друга как отца и мать.
Развод это не только проблема ребенка, это проблема родителей, затрагивающая их сознательные и бессознательные чувства, страхи и фантазии. Именно это аспект, а не моральная и педагогическая несостоятельность является причиной того, что родители не в состоянии учитывать переживания ребёнка.
В случае развода необходимо дать ребенку возможность поддерживать отношения с обоими родителями, отличать свои собственные потребности от потребностей ребёнка (если вам такой муж не нужен, это не значит, что ребёнку не нужен такой отец). Вопросы посещений нужно обсуждать совместно с ребенком, учитывая его пожелания.