Психическое развитие ребенка. Часть 2: Формирование вербальной личности

Психическое развитие ребенка. Часть 2: Формирование вербальной личности

Психическое развитие ребенка. Часть 2: Формирование вербальной личности – финальная стадия раннего эмоционального развития

Мозг состоит из корковых и подкорковых структур. Корковые структуры, или кора головного мозга, делятся на области:

  • лобные доли;
  • теменные доли;
  • лимбическая доля;
  • затылочные доли;
  • височные доли;
  • островковая доля.

Кроме того, эти доли делятся на два полушария: правое и левое полушарие. Подкорковые структуры относятся к тем областям, которые находятся под корой головного мозга. К ним относятся:

  • мозолистое тело, соединяющее оба полушария;
  • таламус;
  • гипоталамус;
  • базальные ганглии и т.д.

Мозг отвечает за интеграцию информации, записанной через органы чувств, и организацию ответа. Он контролирует двигательные, эмоциональные и все высшие когнитивные функции: логическое мышление, эмоциональное выражение, память обучение и т.д.

Как только орбитофронтальная кора, которую принято еще называть глазнично-лобной зоной коры сформировалась, начинают интенсивно развиваться связи несущие импульсы от правого участка к левому участку глазнично-лобной зоны коры головного мозга. Таким образом, человек может управлять выражением чувств. Благодаря доминантному положению правого полушария, развивается левое полушарие мозга головы. С этим развитием напрямую связана речь, левое полушарие контролирует произношение каждого звука и логическую нить предложения. А правое полушарие выстраивает общую картину возможностей каждого из нас. Но, левое полушарие целиком и полностью зависит от правого полушария, пользуется его достижениями, при этом участвует в операциях высшего уровня.

Как только созревает передняя поясная извилина, организм начинает чувствовать боль и удовольствие. На третьем году человеческой жизни интенсивно развивается способность к речи, центр которой находится в левом полушарии. И префронтальная кора вместе с передней поясной извилиной принимает прямое участие в говорении и быстрой речи. И в зависимости от развития этих частей головного мозга слова становятся значимее. В этот период родители могут начинать воспитательные процессы не только наглядными примерами, но и короткими рассказами.

Ребенок серьезно реагирует на такие перемены, он постепенно уходит от наглядных ситуаций, что часто повторяются, хотя образы все еще являются источником информации. Ребенок постепенно учится управлять услышанной и увиденной информацией. Не каждый взрослый понимает ребенка. Понимание детей – это мастерство, с помощью которого взрослый помогает ребенку справляться со своими чувствами, различать их и понимать. Если же родитель не владеет данным мастерством, ребенку гораздо сложнее справиться со своими чувствами, и процесс понимания затягивается, ему тяжело общаться с окружающими.

Каждое чувство необходимо называть, тогда гораздо легче управлять эмоциями. Это так же необходимо, чтобы не управлять чувствами на довербальном уровне, несмотря на возраст, то есть ребенок не может выразить свои чувства с помощью речи, он просто проявляет эмоции. Такой ребенок не представляет себя как личность.

Самосознание зависит не только от проявления эмоций, но и от уровня развития такой части мозга как гипокамп. Он развивается в период третьего года жизни, с его помощью в долговременной памяти сохраняется необходимая информация. Гипокамп синтезирует информацию о пространстве и времени. С трех лет ребенок может анализировать события, которые происходили до, после или во время какой ни будь точки отсчета. Ребенок начинает осознавать то, что ситуация происходила в прошлом, а в разговоре может упоминать будущее время. Связь между гипокампом и дорсолатеральной корой формируется в трехлетнем возрасте, а из-за ее отсутствия мы не можем помнить события раннего младенчества.

Но ведь ребенок реагирует на появление новых картинок, на звуки и т.д. Это потому, что эмоциями в это период управляет глазнично-лобная часть головного мозга. Эмоциональные системы тесно связаны с подкорковыми системами, отвечающими за эмоции, тесными нейронными связями. Эти связи играют важную роль для понимания эмоциональных откликов, особенно болезненных.

Социальные эмоции возникают в глубоких мозговых слоях и развиваются только в течение жизни, поэтому они не относятся к основным мотивам, таким как страх, гнев или печаль, которые уже проявляют младенцы. Социальные эмоции включают стыд, вину, гордость или ревность, причем эти эмоции возвращаются, когда люди нарушают социальную норму или также особенно хорошо ее выполняют. Таким образом, социальные эмоции имеют функцию регулирования межличностных отношений, причем в случае вины это означает, например, извинение, если вы причинили кому-то боль, чтобы тем самым сохранить лицо и восстановить социальные отношения. К этим социальным эмоциям относится, например, и посторонний позор.

Одним из основных отделов головного мозга является таламус. Это большая яйцевидная масса серого вещества, присутствующая в промежуточной части мозга. Таламус участвует в сенсорных и моторных функциях мозга. В нем сходится сенсорная информация со всего тела и затем направляется в различные области коры. Это помогает моторной коре для координированных произвольных движений. Таким образом, он играет важную роль в моторном познании. Дорсомедиальное ядро таламуса объединяет соматические, висцеральные и обонятельные ощущения человека. Эта интегрированная информация поступает в маммиллоталамический тракт, что приводит к эмоциональной реакции на ощущение.

Вход в кору больших полушарий лежит через таламус.

Память и интеллект, закрепленные в коре, полушария головного мозга далее можно разделить на области, также называемые долями, каждая из которых выполняет конкретные задачи. В лобной доле находятся личность и социальное поведение. Передняя теменная доля отвечает за осязание и болевую чувствительность. В затылочной доле обрабатываются зрительные впечатления. В височной доле, помимо слуха, находится и память. Однако все эти области коры работают, не отрываясь друг от друга, между ними происходит информационная связь. Связи между нервными клетками мозга не являются жесткими, они могут быть расширены или даже уменьшены. Это означает, что восприимчивость и умственная работоспособность не всегда остаются прежними. Они могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от того, как напрягается мозг и кора.

Запоминание событий или новых фактов трудно для многих людей. Если соответствующие области в коре и мозге правильно обучены с детства, то процессы обучения могут происходить быстрее, и учебный материал лучше формируется. Между нервными клетками могут образовываться новые связи, которые обеспечивают повышенную умственную работоспособность.

Характер обработки информации в обоих полушариях мозга принципиально отличается: доминантное полушарие речи обрабатывает информацию последовательно, то есть последовательно и в определенном порядке. Это при разговоре, чтении и письме, а также при вычислении. Даже при логическом мышлении один шаг следует за другим. Эти сознательные процессы в мозге вызывают в нас положительные чувства. Таким образом, оптимизм и надежда также связаны с доминирующим полушарием речи.

Напротив, не говорящее доминирующее полушарие в мозге обрабатывает информацию параллельно: почти одновременно мы можем воспринимать образы, музыку и вещи, которые нас окружают. Мы можем одновременно распознавать лица и чувствовать восприятия нашего тела. Эта информация не требует определенного порядка.

Но любая потребность в получении информации может быть приглушена, например тревогой. Если возбуждающие сигналы не блокируются таламусом, ученик младшей школы не может долго слушать учителя, он нуждается в постоянном изменении вида деятельности. Таких учеников называют детьми с синдромом дефицита внимания. Дети с таким симптомом в основном гиперактивные, то есть они не могут долгое время сдерживать импульсы, поступающие от базальных ганглиев и мозжечка. Ученику сложно сидеть и постоянно слушать учителя, он нуждается в смене обстановки, эмоций, сферы деятельности.

Реакция на угрозу формируется в нижних отделах головного мозга, в них же и сравниваются сигналы, что поступили с теми образами, что были получены раньше. Продвигаясь вверх, информация более тщательно обрабатывается и анализируется, а именно проводится анализ угроз. Если угроза уже известная, то организм не поддается стрессу. Реакция на стресс запускается, если в мозг поступила необычная информация, или комбинация ранее неизвестная. В зависимости от силы ситуации, организм реагирует по-разному. Необходимо помнить то, что мозг на каждую новую ситуацию реагирует с подозрением, организм настораживается, спустя некоторое время ситуация принимается. Как работает мозг в таких ситуациях. Его задача состоит в том, чтобы получить как можно больше информации о сложившейся ситуации, проанализировать ее и соответственно отреагировать.

Так уж исторически сложилось, что для человека самую большую угрозу может нести другой человек. Поэтому мы реагируем на голос, движения и поведение. Для того, чтобы ребенок быстро смог адаптироваться в социуме, мама просто обязана научить его справляться со своими эмоциями на довербальном уровне. Для этого нужно своевременно справляться с тревожными ситуациями, правильно их называть и определить состояние тревоги.

Если не научить ребенка справляться с эмоциями, страх развивается постепенно, скорость его развития зависит от уровня угроз, что поступают в мозг. Защитная реакция организма направлена на то, чтобы человек остался жив, в этом случае совместно работают нервная система и гормональная система. Таким образом, человек перестает думать о том, что не относится к делу, например, ребенок слушает одноклассника, говорящего на задней парте и совсем не слышит учителя, который обращается к нему. Постепенно ребенок определяет для себя защитников и тех, кто может ему навредить.

Организм реагирует на стресс комплексно:

  • ускоряется сердечный ритм;
  • повышается мышечный тонус.

В таких случаях не ощущается ноющая боль, голод и т.д. Мозг готовит организм к тому, чтобы защитить. Как следствие стресса – отстающий ученик, ведь он совсем не усваивает информацию, что звучала на уроке.

Совсем другая ситуация происходит с организмом, а именно с мозгом, в спокойном состоянии. Мозг готов размышлять, читать, строить планы и логические цепочки. Как только в такую атмосферу «вламывается» внезапная информация, мы сразу напрягаемся. Электрический импульс движется в нижестоящие области мозга.

Паника – это интуитивное состояние и не контролируется сознанием человека. Страх может отобрать у человека речь, но при этом сохраняется реакция на опасность для защиты организма. Человек не может постоянно находиться в состоянии страха, длительность этого состояния приводит к повышенной чувствительности системы реакции.

Агрессивные реакции – это ответ на опасность. К сожалению, агрессия является тотальным чувством, действия в неудачных ситуациях. Например, часто дети проявляют агрессию по отношению к своим близким людям из-за того, что их не понимают в семье, претендуют на личное пространство или вещи. Агрессия проявляется в разных видах:

  • драка;
  • непослушание;
  • протест.

Тело, отвечая на стресс своеобразно, некоторые «цепенеют». Таких детей воспринимают в школе как тех, что не внимательно слушают вопрос, а на самом деле ребенок от стресса просто потерял дар речи. Как не странно, но такие состояния связаны с ранее полученной травмой, и многие никак не могут избавиться от этого состояния даже во взрослом возрасте. Например, учитель, проработавший с детьми несколько лет, «остолбенел», когда к нему на урок пришла администрация школы, и некоторое время просто не мог начать урок.

Не только животные, но и люди от стресса болеют, теряют вес, иммунитет постоянно в опасности. Исследования показали, что, если на животное постоянно действовать одним и тем же раздражителем, они обучаются реагировать на него. Если они не могут научиться реагировать на раздражитель, то они постоянно находятся в страхе, пытаются помочь себе.

Люди, которые не могут защищать себя при стрессовых ситуациях, подвержены депрессии. Такие люди покорны и часто деморализованы. В основном депрессивные состояния взрослых людей связывают с неподконтрольными стрессовыми ситуациями детства.

Реальная жизнь диктует свои правила, и как мы научились относится к стрессам в детстве, так и проведем всю свою жизнь.

Виртуальным преодолением опасности называют игроманию, в этот период выделяется адреналин и норадреналин. Эти гормоны выделяются и при экстремальном спорте. Когда человек мчится с горы на лыжах, он сознательно преодолевает опасность, препятствие.

Человеческая жизнь устроена таким образом, что зачастую родители считают, они знают, как будет лучше их ребенку, при этом, не прислушиваясь к его желаниям. И ребенку просто необходимо научиться переживать разочарования и печаль. Если же мы не научимся это делать, то рискуем перенести эти чувства на своих детей, что может потянуть за собой цепочку неудач и травм. Ведь неосознанно будем манипулировать нашими детьми, а они в свою очередь своими чадами и т.д. А ребенок не может защитить себя от манипулятора, а родители не приглянулись к своей ситуации, и не желают ничего исправлять. Часто в оправдание такие родители говорят: «Меня так же воспитывали, и вот он я какой вырос». А на самом деле они свои переживания вытесняют в бессознательное поведение.

Депрессивное состояние является признаком потери осознания своей личности, своего «Я». В детстве люди бояться потерять материнскую любовь, и это приводит их к тому, что они не выражают свои эмоции, они научились приспосабливаться. Депрессия – это последствия пережитых травм в детстве. Если бы дети не блокировали определенные эмоции, то они бы помогли развить стабильность в самосознании. Некоторые дети даже не показывают, что голодны, что радуются или огорчаются. Оказывается, для того чтобы ребенок не показывал, что голоден, мамы просто умело отвлекают его, чем гордятся. И таких мам совсем не мало, они могут хвастаться своими достижениями, не понимая о последствиях.

Период полового созревания – это тот момент, когда ребенок может выбрать для себя ценности, которые совсем не совпадают с ценностями родителей. Выбрав новые идеалы, часто ребенок подстраивается под них так же, как раньше подстраивался под мнение родителей. И вновь им отвергается его собственное «Я», ведь ему нужно, чтобы его уважали одноклассники или ребята со двора. Идут годы, ребенок становится взрослым человеком, но любви к себе он не ощущает, он подстраивается, теперь уже под коллег, начальников и друзей. Ему нужно, чтобы его любили и всеми способами добивается этой любви. Он с самого детства привык, что любовь нужно заслужить.

Если родители неправильно объяснили ребенку или не научили себя любить, он этого будет добиваться ценой собственного самосознания. Где-то на подсознании ребенок понимает, что он не сможет жить без любви мамы, отца или старшего брата, потом без признания одноклассников, а позже без внимания коллег и т.д.

Что бы родителям было спокойно, нужно, чтобы ребенок развивался правильно. А для этого научите его воспринимать все эмоции правильно. Тогда во взрослом возрасте он не будет проявлять склонность к саморазрушающим действиям.

Для этого родителям не нужно быть психологами, им просто не нужно манипулировать ребенком, не нужно удовлетворять свои амбиции за счет ребенка, не достигать своих целей ценой их жизни. Например, мама всю жизнь мечтала стать врачом, по разным причинам ей это не удалось. Она, с самого раннего возраста внушает своему сыну, что он должен стать врачом, хотя у него очевидный талант к искусству. Ребенок, чтобы не огорчить маму поступает в медицинский университет, но врачом так и не стал, потому что это тоже искусство. Он ходит на работу только потому, что надо, а врач – это призвание.

Прислушивайтесь к своим детям с младенчества. Научитесь их понимать не только тогда, когда они вам начнут говорить, а тогда, когда они еще только сигнализируют о своих чувствах.

Каждое поведение подсказывается организмом. И если младенец хочет кушать, его нужно кормить, а не нежно отвлекать. Это притупляет саморазвитие ребенка и его самоощущение. Если не притуплять эмоции, ребенок осознает свое «Я» и будет нести это чувство всю свою жизнь. Он не будет подстраиваться под всех, у него всегда будет свое мнение, и он всегда найдет выход из сложившейся ситуации.

Создайте своему ребенку самые лучшие условия для его жизни, любите их и не бойтесь показывать это.